7 класс наречие
Наречие
1. Наречие как часть речи
Наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета.
Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о/-е) и примыкают к глаголу: быстро бежать; прилагательному: очень быстрый; другому наречию: очень быстро.
Обрати внимание!
В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.
В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски.
В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.
Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу и деепричастию.
В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.
Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу и деепричастию.
Пример:
смотреть вдаль, вернуться вечером.
Наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к имени существительному.
Пример:
яйцо всмятку, кофе по-варшавски.
Наречие обозначает признак другого признака, если присоединяется к прилагательному, причастию и другому наречию.
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные — указывают на них, ср.:
— качественные, или образа действия (Как? Каким образом?):
— количественные, или меры и степени (В какой мере? Насколько?):
— места (Где? Куда? Откуда?):
— времени (Когда? Как долго?):
— причины (Почему?):
— цели (Зачем? Для чего?):
Однако качественные наречия на -о/-е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.
Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагательных, обозначают большую/меньшую или наибольшую/наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.
— у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта:
— у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта:
Простая сравнительная степень наречия образуется следующим образом:
основа положительной степени без -о (и без сегментов к/ок)+ формообразующие суффиксы -ее(-ей), -е, -ше/-же:
Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счёт других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.
наречия, образованные от имён числительных, — со значением числа
наречия, образованные от имён прилагательных, — со значением качества
наречия, образованные от глаголов, — со значением действия
Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.
Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость.
1) наречия, соотносительные с местоимениями;
2) наречия, соотносительные с именами существительными;
3) наречия, соотносительные с именами прилагательными;
4) наречия, соотносительные с именами числительными;
5) наречия, соотносительные с глаголами.
По школьной программе, все способы образования наречий принято относить к словопроизводству:
— приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха;
— суффиксальный способ: весёлый → весело; когда → когда-нибудь;
— приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра;
— сложение основ: мимо ходить → мимоходом
(сложение, осложнённое суффиксацией).
В школьном учебнике Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. рассматривают словообразование наречий путём перехода из одной части речи в другую:
говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно.По ВУЗу, это морфолого-синтаксический способ.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ, письменно в тетради
А) Слитно
1. в наречиях с приставкой по- и суффиксами -ому/-ему/-и:
2. в наречиях с приставкой в-(во-) и суффиксами -их/-ых:
1. Наречия с суффиксами -о/-е похожи на краткие прилагательные в форме среднего рода.
2. Наречия с суффиксами -о/-е, как и большинство качественных прилагательных, могут иметь степени сравнения, поэтому их необходимо уметь различать. Логика рассуждения такая же, как и в п. 1 .
Пример:
очень хороший, слишком холодно.
Классификация наречий по функции
По функции выделяют два разряда наречий — знаменательные и местоименные.
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные — указывают на них, ср.:
справа — где, налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера — тогда.
Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений:
там, туда, тогда — указательные,
где, куда, зачем — вопросительно-относительные,
везде, всюду — определительные и т. д.
Классификация наречий по значению
Выделяют два разряда наречий по значению — определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество, способ совершения:
очень, красиво, весело, по-моему, пешком — и подразделяются на следующие разряды:
— качественные, или образа действия (Как? Каким образом?):
быстро, так, вдвоем;
очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:
— места (Где? Куда? Откуда?):
справа, там, наверху;
вчера, тогда, весной, когда;
сгоряча, почему, потому;
назло, зачем, затем.
Главным морфологическим свойством наречий является их неизменяемость — это их постоянный морфологический признак.
Однако качественные наречия на -о/-е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.
В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно бывает обстоятельством.
Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений:
Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений:
«На море тихо».
Однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений:
«Разговор будет начистоту». «Она замужем».
Наречия, выступающие как сказуемые безличных предложений, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоятельный разряд внутри наречия и называются словами категории состояния (словами состояния, предикативными наречиями).
Наречия, выступающие как сказуемые безличных предложений, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоятельный разряд внутри наречия и называются словами категории состояния (словами состояния, предикативными наречиями).
Степени сравнения качественных наречий на -о/-е
Сравнительная степень
Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:
— у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта:
«Петя бегает лучше, чем прыгает».
«Петя бегает быстрее, чем Вася».
— у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время:
«Петя бегает быстрее, чем раньше».
— у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта:
«Ребёнок бежит медленнее, чем взрослый идёт».
Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.
Простая сравнительная степень наречия образуется следующим образом:
основа положительной степени без -о (и без сегментов к/ок)
тепл-ее, громч-е, рань-ше, глуб-же.
От простой сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией. Наречие бывает в предложении обстоятельством:
«Он прыгнул выше отца»;
«Он прыгнул выше отца»;
или сказуемым безличного предложения:
«Стало теплее».
«Стало теплее».
Прилагательное же выступает как сказуемое двусоставного предложения:
«Он выше отца»;
«Он выше отца»;
или как определение:
«Дай мне тарелку поменьше».
Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру:
элементы более/менее+ положительная степень:
элементы более/менее
«Он прыгнул более высоко, чем отец».
Превосходная степень обозначает наибольшую/наименьшую степень проявления признака.
В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь во фразеологизированных оборотах:
покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.
В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь во фразеологизированных оборотах:
покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.
Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:
1) наиболее/наименее+ положительная степень:
Он прыгнул наиболее высоко;
2) простая сравнительная степень+ всего/всех:
1) наиболее/наименее
Он прыгнул наиболее высоко;
2) простая сравнительная степень
«Он прыгнул выше всех»;
отличие от превосходной степени сравнения прилагательных — в синтаксической функции обстоятельства, не сказуемого двусоставного предложения.
Разряды наречий по образованию
Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счёт других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.
Наречия, образованные от имён существительных, связаны с предметным значением
(наземь, набок, дома);
наречия, образованные от имён числительных, — со значением числа
(дважды, вдвое, вдвоем);
наречия, образованные от имён прилагательных, — со значением качества
(тепло, красиво, ласково, угрюмо);
наречия, образованные от глаголов, — со значением действия
(лежа, нехотя, шутя, немедля).
Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.
Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость.
Пример:
здесь, там, так, тогда.
Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имён существительных, исчезнувших из языка, причём морфологическая соотнесённость с именами этими наречиями не утрачена.
а также от старых форм ныне существующих имён.
Другие наречия — более поздние по своему образованию.
Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:
Пример:
дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку;
Пример:
поделом, справа, слева.
Пример:
на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз.
1) наречия, соотносительные с местоимениями;
2) наречия, соотносительные с именами существительными;
3) наречия, соотносительные с именами прилагательными;
4) наречия, соотносительные с именами числительными;
5) наречия, соотносительные с глаголами.
По школьной программе, все способы образования наречий принято относить к словопроизводству:
— приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха;
— суффиксальный способ: весёлый → весело; когда → когда-нибудь;
— приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра;
— сложение основ: мимо ходить → мимоходом
(сложение, осложнённое суффиксацией).
В школьном учебнике Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. рассматривают словообразование наречий путём перехода из одной части речи в другую:
говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно.По ВУЗу, это морфолого-синтаксический способ.
Тест по русскому языку по теме "Наречие". 7 класс.
I вариант
1.Наречие – это
А) часть речи, обозначающая действие предмета
Б) часть речи, обозначающая признак предмета по действию
В) часть речи, обозначающая признак действия
2.По значению наречия можно разделить на два разряда: (указать какие)
I вариант
1.Наречие – это
А) часть речи, обозначающая действие предмета
Б) часть речи, обозначающая признак предмета по действию
В) часть речи, обозначающая признак действия
2.По значению наречия можно разделить на два разряда: (указать какие)
___________________________________________________________________________________________
3. Укажите наречие:
А) рожь Б) пустошь В) настежь Г) съешь.
3. Укажите наречие:
А) рожь Б) пустошь В) настежь Г) съешь.
4. Наречия:
А) изменяются по числам; Б) изменяются по лицам; В) не изменяются.
5. От какого слова образовано наречие трудно?
А) трудный Б) труд В) трудиться Г) трудность
6. Определите разряд наречий: назло, напоказ, нарочно
А) места Б) времени В) причины Г) цели
А) изменяются по числам; Б) изменяются по лицам; В) не изменяются.
5. От какого слова образовано наречие трудно?
А) трудный Б) труд В) трудиться Г) трудность
6. Определите разряд наречий: назло, напоказ, нарочно
А) места Б) времени В) причины Г) цели
7. Определите разряд наречия в предложении: «Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой»
А) меры и степени Б) образа действия
А) меры и степени Б) образа действия
8. Установите соответствие:
1. Поступить (не)лепо
2. Говорить (не)искренне
3. Совсем (не)интересно
4. Пишет (не)брежно
4. Пишет (не)брежно
А) Слитно
Б) Раздельно
9. Укажите наречия с буквой О на конце:
А) накрепк…; засветл…; насух…
Б) издавн…; досыт…; справ…
10. В какой цепочке слов пишется НН?
А) беспрепятствен…о, зачарован…о, умышлен…о
Б) бесследн…о, прекрасн…о, известн…о
11. . Найдите случай дефисного написания
А) (в)третьих, это неправильно Б) (в)третьих рядах засмеялись
12. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)
А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке
И) из рук вон К) как убитый Л) время от времени М) рукой подать.
А) накрепк…; засветл…; насух…
Б) издавн…; досыт…; справ…
10. В какой цепочке слов пишется НН?
А) беспрепятствен…о, зачарован…о, умышлен…о
Б) бесследн…о, прекрасн…о, известн…о
11. . Найдите случай дефисного написания
А) (в)третьих, это неправильно Б) (в)третьих рядах засмеялись
12. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)
А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке
И) из рук вон К) как убитый Л) время от времени М) рукой подать.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
О/Е на конце наречий
В суффиксах наречий на -о/-е под ударением пишется о — свежо;
без ударения пишется е — колюче.
Исключение — ещё.
А/О на конце наречий
1. В наречиях с приставками из-(ис-), до-, с- на конце обычно пишется а:
слева, издавна, дочиста.
2. В наречиях с приставками в-(во-), на-, за- на конце обычно пишется о:
влево, начисто, заново.
В некоторых наречиях с приставками из-(ис-), до-, с- на конце пишется о, если они образованы от прилагательных и существительных, у которых эти приставки есть:
довольно, досрочно.
Н и НН в наречиях
В наречиях пишется столько же Н, сколько и в прилагательных, от которых они образовались:
искусственный — искусственно, примерный — примерно.
Не с наречиями
Не с наречиями пишется слитно, если:
1. наречие не употребляется без не —
ненавистно;
2. можно заменить синонимом без не —
невысоко = низко.
Не с наречиями пишется раздельно, если:
1. есть противопоставление с союзом а —
не высоко, а низко;
2. при наречии есть слова совсем, отнюдь, вовсе, далеко, ничуть, нисколько —
совсем не высоко.
Дефисное написание наречий
Дефис пишется:
1. в наречиях с приставкой по- и суффиксами -ому/-ему/-и:
по-зимнему, по-гусарски;
2. в наречиях с приставкой в-(во-) и суффиксами -их/-ых:
во-первых, в-третьих;
3. в наречиях, образованных повторением слов или из однокоренных слов: еле-еле, мало-помалу.
3. в наречиях, образованных повторением слов или из однокоренных слов: еле-еле, мало-помалу.
Исключения: бок о бок, точь-в-точь, тютелька в тютельку.
Слитное написание наречий
В наречиях, образованных от прилагательных, приставки (кроме по-) пишутся слитно:
пустой — сделать впустую, скорый — встретиться вскоре.
пустой — сделать впустую, скорый — встретиться вскоре.
Исключения: на боковую, на попятную.
Правописание наречий, образованных от существительных
Слитно
|
Раздельно
|
Наречия, образованные от уже не существующих в языке существительных:
внутрь, исстари, исподтишка
|
Наречия с предлогами без, в(во), до, за, на, от, по, под:
за полночь, на редкость, в меру
|
Наречия с корнями -низ-, -верх-, -перед-, -зад-, -высь-, -глубь-, -даль-, -век-, -начал-:
вниз, навеки, вглубь
|
Наречия с предлогами, которые оканчиваются на согласные, а следующая часть слова, начинается с гласной:
в одиночку, без умолку, под утро
|
Ь на конце наречий после шипящих пишется всегда:
настежь, сплошь, навзничь.
Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
Обрати внимание!
Написание наречий лучше проверять по словарю!
ЗАДАНИЕ https://obrazovaka.ru/test/pravopisanie-narechiy.html
ПРОЙТИ ПО ССЫЛКЕ И ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ, ОЦЕНКУ СФОТОГРАФИРОВАТЬ И ОТПРАВИТЬ В VIBER
ТЕМА : СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ НАРЕЧИЙ
Большинство наречий образовалось от других частей речи, поэтому их нужно уметь различать.
Наречия чаще всего зависят от глаголов, отвечают на вопрос «Как?» и в предложении являются обстоятельствами.
Пример:
«Он задумался (Как?) глубоко».
А краткие прилагательные зависят от существительных, отвечают на вопрос «Каково?» и в предложении будут выполнять функцию сказуемого.
Пример:
«Это озеро (Каково?) глубоко».
Пример:
«Ветер дует (Как?) тише». Это наречие, зависит от глагола, является обстоятельством.
«Сегодня ветер (Каков?) тише, чем вчера». Это прилагательное, зависит от существительного, является сказуемым.
При прилагательных могут стоять глаголы быть, становиться, стать, которые являются частью сказуемого.
Пример:
«Всё светлее становилось небо».
3. Наречия с приставкой по- похожи на прилагательное, перед которым стоит предлог по.
Наречие зависит от глагола или другого наречия и отвечает на вопрос «Как?»
Пример:
«Поступил (Как?) по-деловому».
Прилагательное зависит от существительного с предлогом по.
Пример:
«По костюму (Какому?) деловому».
4. Наречия, образованные от числительных при помощи приставки в-(во-) и суффикса -их(-ых) — во-первых, в-третьих — в предложении будут являться вводными словами. Они не являются членами предложения, на письме выделяются запятыми и в предложении помогают выразить порядок мыслей.
Пример:
«Мне, во-первых, нужно сделать уроки, во-вторых, сходить в магазин».
5. Слова состояния в предложении являются сказуемыми или входят в состав сказуемого. В таких предложениях не может быть подлежащего.
Пример:
«На уроке нельзя шуметь». «По утрам ещё прохладно».
Слова состояния похожи на наречия и отвечают на вопросы «Как?», «Каково?»
Слова состояния обозначают:
1. душевное и физическое состояние человека:
грустно, больно, одиноко;
2. состояние природы и окружающей среды:
2. состояние природы и окружающей среды:
холодно, тихо, морозно;
3. оценку действий:
3. оценку действий:
можно, пора, невозможно.
«Зимой на улице (Как?) холодно».
Слова состояния в предложении являются сказуемыми или входят в состав сказуемого.
В таких предложениях не может быть подлежащего.
«На уроке нельзя шуметь». «По утрам ещё прохладно».
Комментарии
Отправить комментарий